Перейти к содержимому

Интервью с Матвеем Уткиным

В сезоне 2024/25 в ВХЛ появились несколько новых команд, в числе которых «Торпедо-Горький». Именно эта команда завоевала золотые медали и получила звание чемпиона России. Сегодня мы поговорим с одним из игроков чемпионского клуба Матвеем Уткиным.

Он является воспитанником академии «Ак Барс», выступал за молодежный клуб «Чайка» (Нижний Новгород) с 2020 по 2023 год, после чего перешел в «Барс» Казань на сезон 2023/2024. С сезона 2024/2025 играет за клуб «Торпедо-Горький»

 

— Матвей, поздравляю с победой в чемпионате. Отмечали ли с командой своё чемпионство?

 — Да, в ресторане отмечали. Кто-то с жёнами, с девушками, кто-то с родными пришли.

 

— Сколько отдыхали после завершения сезона?

— 27 мая мы выиграли, месяц где-то, даже больше. Больше месяца.

— А чемпионский парад у вас был?

— Вообще должен был быть изначально, но из-за того, что сезон закончился в конце мая, все потом по домам разъехались, парада не было, но была автограф-сессия с болельщиками.

Могли сделать парад на воде, на корабле, но пришлось бы ждать неделю. Кому-то через неделю надо было бы возвращаться, поэтому это решили не делать.

 

— В 2023 году ты выиграл Кубок Харламова с «Чайкой». Сравнимы ли эмоции, которые были сейчас с теми, когда ты выиграл чемпионат МХЛ?

 — Я тоже раздумывал над этим на самом деле. Мне кажется, когда выигрывали МХЛ, эмоций было больше. Возможно, повлиял тот факт, что мы примерно одного возраста. И в этом году в финальном матче мы вели с хорошим отрывом и уже понимали, что выиграем.

 

— Были ли какие-то моменты в этом сезоне, которые больше всего запомнились помимо чемпионства?

 — Из запоминающегося был первый раунд плей-офф со «Звездой», он был очень трудный. У нас были постоянные «догонялки»: они ведут – мы догоняем, мы ведём – они догоняют, счёт всегда был с разницей в одну шайбу и так всю серию. У нашей команды в этой серии ни разу не было преимущества, всегда были «качели», мы не доминировали по игре. Много сил отдали в этом раунде.

«Звезда» очень хорошо начала сезон, у них чуть ли не восемь побед было в начале сезона, потом у них провал пошёл, с трудом попали в плей-офф. Команда на самом деле молодая, амбициозная, хорошая с ними серия была.

 

— Как вы готовились к играм в плей-офф, к седьмым матчам?

 — Да знаешь, как и всегда готовились. Очень важна психология, ментальный подход больше. Кто больше перегорит, особенно в седьмой игре, когда давление трибун, мысли «а вдруг я ошибусь» — всё это влияет. Я считаю, что мы выходили более спокойными, хладнокровными, нам это помогло. Хотя Санкт-Петербурга команда взрослая очень, намного старше нас. Там все опытные, многие играли в КХЛ, выигрывали кубки, им, наверное, было проще.

Седьмую игру с «Динамо» мы 5:0 выиграли, не знаю с чем это связано. Нам в этой игре легко, хотя мы играли в гостях. Странно, что так получилось, мы думали соперники так просто не отдадут серию.

— Могло быть такое, что игроки «Динамо» возможно думали «сейчас молодые мальчики сломаются, а мы взрослые дяди вывезем на опыте»?

 — Точно утверждать не могу, но возможно в подсознании это сидело чуть-чуть, какой-то процент, что возможно они якобы спасуют, давление трибун на них как-то повлияет. У нас в этом плане наш тренер Исаков молодец, он умеет разговаривать с командой. Он не сеял панику и не накручивал, говорил «спокойно выходите и играйте, наслаждайтесь игрой». Мы выходили расслабленные, по рисунку играли, это дало свои плоды.

 

— А можно ли сравнивать команды системы «Торпедо» близки по каким-то критериям?

 — У нас стараются выстроить одну общую картинку игры. То есть условно есть три команды в трёх лигах: КХЛ, ВХЛ, МХЛ. Когда «Торпедо» тренировал Игорь Ларионов, он давал указания всей системе, Исакову и тренеру в МХЛ, чтобы их команды играли по рисунку первой команды. При переходе игроков из команды в команду между клубами системы игроки уже знают какие требования их ждут, так перестраиваться намного легче. Например, ты переходишь из ВХЛ в КХЛ, ты уже знаешь, что там то же самое, просто другой уровень. Сама система построена на том, что нужно показывать красивый хоккей, нужно играть для зрителя — это первое, что требуют. Хоккей – это шоу. Люди приходят, платят за билеты деньги, если ты играешь в унылый хоккей 1:0, покидаешь шайбу через борт — это неинтересно. Придёт обычный обыватель на хоккей первый раз, скажет «ну я посмотрел на это, заплатил деньги, удовольствия не получил, я больше не приду. Пойду лучше на футбол или на другой вид спорта». У на говорят, чтобы было много голов: и забитых, и пропущенных – не важно. Пусть лучше счёт будет 6:5, но зрелищно и зритель пойдёт. Побед тоже требуют, без этого никак.

 

— Какие-то есть особые ритуалы перед играми?

 — Командные или личные?

 

— А были и командные, и личные?

 — Личных ритуалов никаких нет. Знаю людей, которые помешаны на этом. Кто-то коньки надевает только с правой стороны, правую крагу первую надевает, у меня такого нет.

Из командного ритуалов, на разминке мячик бросали друг другу, называется «быстрый пас». Перед каждой игрой играли, чтобы освежить голову. Ничего особенного у нас нет, обычные разминка.

 

— В чём разница игры ВХЛ и МХЛ, тем более, когда в ВХЛ больше стало молодых игроков? В скорости?

 — Не столько в скорости, сколько в быстроте принятия решения. В МХЛ можно принять шайбу, посмотреть, подумать. В ВХЛ доли секунды есть на принятие решения. Скорость решения и темп игры тоже отличаются.

 

— А уровень судейства отличается?

 — Поопытнее судейство в ВХЛ. Хотя, бывало, вопросы возникали, в некоторых матчах очень спорные моменты были. Думаю, в этой лиге такого не должно быть.

 

— Раз уж про правила заговорили, есть ли какое-то хоккейное правило, которое тебе не нравится?

 — Хороший вопрос, надо подумать.

 

— Первое, что пришло на ум, это правило недавно появилось. Если период завершился, но у какой-то команды не закончилось штрафное время, следующий период начинается в зоне той команды, у которой удаление. Как относишься к этому?

 — Мне нравится это правило, я за него. По новой ничего разыгрывать не надо, провели вбрасывание – уже в зоне, все расставились. Я считаю, что это правильно.

 

— Следишь ли ты за НХЛ?

 — Слежу. В финале в этом году болел за «Эдмонтон».

 

— Любимые клубы есть?

 — Прям любимой команды нет. Слежу за некоторыми клубами, которые чуть более остальных симпатичны. Три клуба выделю – это «Эдмонтон», «Каролина» и «Даллас».

 

— «Даллас» и «Эдмонтон» встретились в плей-офф в этом сезоне. За кого больше болел?

 — Я тогда метался, не знал за кого болеть. Если брать в целом команды, я болел за «Даллас», но за игрока я болел за Макдэвида. Мне нравится, как «Даллас» играет по рисунку, он очень у них хороший, игровой стиль у них приветствуется, хорошая команда.

У меня лучший друг, Александр Пелевин, тоже в «Торпедо-Горький» играет, он задрафтован «Каролиной», на этой почве поддерживаю эту команду.

 

— Есть ли у тебя любимые игроки? Не обязательно из НХЛ, может кто-то из русских тебе нравится, как играет?

 — Наших, наверно, не будем брать. Назову Себастьяна Ахо из «Каролины». В «Далласе» нравится Джейсон Робертсон и Роопе Хинтц.

 

— Как тебе Нижний Новгород как город?

 — Замечательный город, часто с женой выбираем куда пойти. Город большой, но пробок очень много. В Нижнем Новгороде хорошо, но в Казани мне уютнее.

 

— В этом году произошло событие, которое обсуждал весь хоккейный мир – рекорд Александра Овечкина. Что скажешь?

  — Саша молодец, очень радовался за него. Добился своим трудом. Кто бы что не говорил, что он старый, еле ходит – он рекорд поставил. С этой точки только он забивает. Вроде все игроки знают, все вратари знают, а он всё забивает. Это просто талант от Бога.

 

— Ну и на этой позитивной ноте можно завершить наше интервью. Ещё раз поздравляю с завоёванным золотыми медалями. Желаю, чтобы в будущем их было ещё больше

 

 

Елена Норден