Джон Локк (1632-1704) — английский философ, педагог, общественный и государственный деятель.
Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни.
Английский философ-эмпирик Джон Локк (1632 — 1704) развил к многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию — английской философии нового времени.
Джон Локк был уверен, что сознательным воздействием на разум и душу человека можно добиться от него чего угодно: человек в его представлении был некой tabula rasa — чистой доской, на которой образование и воспитание пишут свои письмена.
Творчество этого философа и педагога составило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения, В его трудах, прежде всего в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском сочинении «Об управлении разумом», ярко выражены передовые педагогические устремления времени. В этих трудах представлены идеи советского, обращенного к жизни образования.
Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».
Задачей воспитания он считал воспитание джентельмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», а не просто человека.
Д. Локк первый из педагогов обратил внимание на значимость физического воспитания (дал подробно разработанную теорию физического развития).
Философ придавал большое значение здоровому режиму детей.
Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию.
Необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.
Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости.
«Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».
Локк построил свою педагогическую систему с опорой на эмпирическую психологию (большое внимание обращено на физическое воспитание (игры, спорт), на воспитание воли и характера, на выработку черт энергичного и «делового человека»).