Перейти к содержимому

Физическое воспитание и физическая культура в среднем Китае

Физическая культура имеет глубокие исторические корни в китайской культуре, играя значительную роль в формировании традиций и образа жизни народа. Наряду с богатым наследием боевых искусств и народной медицины, физическое воспитание оказывает существенное влияние на здоровье и благополучие китайского общества.

История развития физической культуры  Китая

  • В III-V вв. правящая в Китае династия Чин, боясь повторения восстания «желтых повязок», запретила ношение оружия, обязав народ сдать его. Это привело к появлению в среде простого народа новых видов самообороны без оружия: борьба с тенью голыми руками, всевозможные сочетания ударов кулаком и ладонью, удары ногами. Совершенствовались фехтование на палках, поединки на воде.
  • В VI в. в Китай из Индии прибыл миссионер — буддийский монах Бодхид-харма. Остановившись в буддийском центре Шаолинь, он организовал школу боевого искусства «цюань-шу», в которой преподавали прибывшие с ним монахи. Позже филиалы этой школы были созданы в других районах Китая.
  • В VII-X вв. в китайской физической культуре появились профессиональные игроки в мяч, а также борцы, боксеры и атлеты по поднятию тяжестей. Связано это было с отказом высших слоев общества от прежних увлечений физическими упражнениями. Они занимались в основном только фехтованием и конными видами спорта, чаще всего конным поло.
  • Летописцы отмечают, что некоторые императоры при назначении на важные государственные посты интересовались у кандидатов, умеют ли они играть в поло. Большим любителем конного поло был император Тан Мин Хуан.
  • Играли в поло не только мужчины, но и женщины, только не на лошадях, а на мулах. Вечером игры проводились на освещенных площадках, где перед игрой выступали танцовщицы и акробаты.
  • В X-XIII вв. большую популярность получила игра с более короткими, чем в поло, битами под названием «ки-кюх», а также игра наподобие гольфа, названная именем создателя Лун Ван. По игре «ки-кюх» систематически проводились соревнования при дворах императоров.

  • В XIII-XIV вв. в Китае правила монгольская династия Юан, при которой предпочтение отдавалось конному спорту, стрельбе из лука, различным боевым упражнениям, а также борьбе. Соревнования по борьбе проводились в трех весовых категориях и были очень популярны. Китайские борцы чаще всего выступали против монгольских. В крупных городах существовали школы по подготовке борцов.
  • После изгнания в XIV в. монгольских завоевателей физическая культура в Китае пришла в упадок. Новые правители отказались от «чужих» упражнений, привнесенных монголами и индийскими монахами. Право на жизнь имели только лечебная физическая культура и игра в мяч с перьями. На игровые площадки были введены большие налоги. Занятия прикладными видами физических упражнений сохранились лишь у простого народа и среди национальных меньшинств.

Боевые искусства Китая

Боевые искусства Китая зародились пару тысячелетий назад. Вначале единоборства предназначались для тренировок будущих воинов китайской армии. Все боевые искусства имею обозначение «ву-шу», переводится это как «военное искусство».

С развитием цивилизации, боевым стилям придавалось всё большее значение. Восточные единоборства включали разные техники ведения боя, философию, медитацию, медицину.

Кунг–Фу

Кунг – Фу — старейший вид восточных единоборств. Название происходит от выражения «Гун-Фу» — совершенствование человека в одном деле. Данный вид включает в себя не только комплекс тренировок по различным техникам, но и изучение китайской медицины, соблюдение особого вида диет и различных психологических тренировок. Сторонники Кунг–Фу придерживаются следующих жизненных правил:

  • не ешь мясного;
  • не пей вино;
  • подавляй повышенное сексуальное влечение;
  • уважай учителей и старших;
  • применяй боевую технику только при самообороне;
  • избегай конфликтов.

На основе этих правил и ежедневных тренировок техник боец кунг–фу формирует в себе способности по предугадыванию действий противника. Гибкость и высокая скорость благодаря многотысячным повторениям ударов позволяют опережать и наносить контрудары. Долгие часы медитаций и познания своего тела дают душевное спокойствие и равновесие. Воин, оставаясь хладнокровным в бою, имеет меньше шансов на совершение ошибок.

Кунг–Фу начитывает в больше 400 стилей. Образованные в различных школах знания о техниках выполнения и стилях передаются по наследству от учителя к учителю и совершенствуются с новым поколением. Разделить все стили можно на два направления – северное и южное. Основные и более значимые для китайцев остаются южные стили.

Бак-Мэй

Бак-Мэй – стиль появился в провинции Сычуань в начале 18 века. Мастер входил в пять старейших монахов Шаолинь. В дословном переводе он именуется как «белая кровь».

Стиль направлен на наращивание большой силы рук, для нанесения на коротких расстояниях критических ударов врагу. Удары отрабатываются тысячами повторений и скорость нанесения ударов становится быстрее. В данном виде боевого искусства техника защиты считается лучшей. Остальные виды часто перенимают эту технику. Она заключается в том, что линию обороны и блока боец должен держать по оси. При этом враг, наносящий удар, открывает уязвимые места корпуса. В момент, когда уязвимые участки будут открыты, по ним наносится серия быстрых и коротких ударов. Враг получает сильный урон при атаке и может погибнуть. Стиль учит правильному дыханию и осанке, считавшиеся залогом сильных ударов, а значит и победы.

Лю–Хэ–Ба–Фа–Цюань

По-другому его называют «восемь методов». Стиль был создан мастером восточных единоборств ЛиДЕ Мао на основе пяти различных стилей. Основной целью обучения данному виду восточного единоборства была быстрая подготовка молодых рекрутов, поступающих на службу в императорскую армию. Изучение боевого искусства опирается на освоение техник владения копьями, мечами и саблями.

Философия воинов Лю–Хэ–Ба–Фа–Цюань направлена на познание своей внутренней энергии, найти её связь с внешней. Достигается это при помощи упражнений по тренировке костей и суставов, которые дают дополнительный приток жизненной энергии. Медитация воспитывает и тренирует сознание и ум. Во время медитаций воины учатся материализовать возникающие в голове мысли об образе противника и вести с ним поединок.

Ба Гуа Чжан

Дун Хай Чуань основал этот вид в начале 18 века. В его основу легло множество эффективных приёмов других стилей. Мастер обучал данному единоборству князя императорского рода Су. В дальнейшем, мастер Дун обучал много учеников. Уникальность его в индивидуальном подходе и выборе тренировок бойцов в зависимости от боевых качеств обучаемых. В каждом он старался развивать уникального бойца с неповторимым стилем.

Отличительный почерк стиля заключался в нанесении таких ударов. Они должны быть рубящими и протыкающими. Учителя, преподающие данный стиль, считают технику нанесения ударов ребром ладони эффективной, поражающий эффект больше, по сравнению с другими техниками. Сейчас этот вид активно применяется в обучении китайских полицейских.

Народная медицина

Традиционные  методы  диагностики,  лечения  и предупреждения заболеваний, зародившиеся в древнем Китае, в средние века достигли наивысшего расцвета.

Первая  в  истории  Китая  государственная  Императорская  медицинская школа была основана во времена династии Суй (581 –618) (до этого навыки традиционного метода чжэнь-цзю передавались от учителя кученику). В школе обучалось 20 учеников; преподавание чжэнь-цзю вели: один преподаватель, его помощник  и  10  инструкторов.  При  школе  работали  20  мастеров  по изготовлению игл. В  целях  облегчения  преподавания  и  практики  иглоукалывания  в средневековом  Китае  начали  создавать  цветные  таблицы,  изображавшие каналы и точки на поверхности тела человека в трех проекциях.

Китайский эмпирический метод чжэнь-цзю распространился в различных государствах Азии (Япония Корея, Вьетнам). В XIII –XVII вв. он проник в Европу.Со временем преподавание медицины совершенствовалось. В государстве Цзинь (1115 –1234) подготовкой врачей ведала Главная медицинская палата (тай  и  юань,XIIв.).

Во  врачебной  школе,  которая  входила  в  состав университета (Го цзы ждень, XIIв.),обучали общей медицине, хирургии и чжэнь-цзю.  Имелась  и  более  узкая  специализация:  детские  болезни, родовспоможение и женские болезни, болезни глаз, болезни рта, зубов и горла, переломы и ранения, опухоли и язвы, внушения и заклинания. Обучение велось с  демонстрацией  больных.  Лучшие  выпускники  принимались  на государственную  службу,  остальным  разрешалась  частная  практика.

Резюме

Физическая культура Китая представляет собой уникальное сочетание традиций, истории и философии, которые оказали значительное влияние на современные виды спорта, боевые искусства и методы лечения.

Китайские традиции физической активности, такие как кунг-фу и тайцзицюань, не только способствовали развитию физических навыков, но и стали частью мирового культурного наследия. Кроме того, народная медицина и методы лечения, используемые в средневековом Китае, продолжают привлекать внимание ученых и пациентов по всему миру.

Этот обзор позволил нам лучше понять важность физической культуры в контексте китайской истории и ее влияние на современное общество.