В настоящее время олимпийское образование учащейся молодежи, приобщение ее к идеалам, ценностям, принципам олимпизма имеет воспитательное значение для современного общества. Под олимпийским образованием понимают распространение знаний об Олимпийских играх, олимпийском движении и олимпизме, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма и формирование образа жизни, основанного на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам
Олимпийское образование, цель которого-приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное мест о в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников, студентов, других групп детей и молодежи. В 1994 году при поддержке президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование».
Модель организации «Олимпийского образования»
Модель образования представлена шестью уровнями.
Первый – дошкольное образование. Цель: знакомство детей с олимпизмом. Формы проведения: беседы об Олимпийской символике; подвижные и занимательные игры на олимпийскую тематику.
Второй – начальная школа. Цель: приобщение детей к олимпийским гуманистическим идеалам и ценностям. Форма: занятия по изобразительному искусству; театрализованные постановки; беседы об олимпийских видах программы, истории античных и современных игр; встречи с участниками Олимпийских игр; интеллектуальные конкурсы.
Третий – базовая школа. Цель: развитие у подростков систематических знаний и потребностей. Формы: организация мероприятий олимпийского содержания; соревнования по олимпийским (летним и зимним) видам программы; психотренинг по устойчивому интересу к олимпийской идеи; кружки и клубы по спартиатским играм.
Четвертый – средняя общеобразовательная и средняя специальная школа. Цель: совершенствование знаний об олимпийском движении. Формы: диспуты и дискуссии на олимпийскую тематику; творческие конкурсы и эссе; праздники «Олимпийцы среди нас» ; путешествия и экскурсии.
Пятый – высшая школа. Цель: усвоение студентами практико -ориентированных знаний. Формы: спецкурсы и спецсеминары; педагогическая и производственная практики; научно-исследовательская деятельность; спартакиады; вечера встречи и т. п.
Шестой уровень – самостоятельный. Цель: самосовершенствование. Формы: занятия физической культурой и спортом; активный и здоровый досуг; самообразование и агитационно-пропагандистская деятельность.
Система олимпийского образования
Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как правило, выхватываются отдельные аспекты, блок, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Охарактеризуем кратко основные блоки этой системы.
Прежде всего можно выделить три тесно связанные, но и отдельные составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи:
- определенной системы знаний;
- определенной системы мотивации;
- определенной системы способностей, умений и навыков.
Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты.
Для обозначения этого направления деятельности в рамках системы олимпийского образования используется термин “спортивно-рекордистское”. Оно занимает важное место в работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей и т.д. Учитывая важную роль и значение спортивно-рекордистского направления олимпийского образования, ошибочно сводить к этому все его содержание, что, к сожалению, наблюдается довольно часто. Ошибочно потому, что современное олимпийское движение имеет ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей.
Поэтому целью педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого движения, его связью со спортом. Следовательно, она должна носить “спортивно-гуманистический” характер, будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют.
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения – формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического
воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).
В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:
- об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);
- о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;
- о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;
- о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.
МИССИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИЙСКОЙ АКАДЕМИИ
Целью Международной Олимпийской академии является создание международного культурного центра в Олимпии, сохранение и распространение олимпийского духа, изучение и реализация образовательных и социальных принципов олимпизма и укрепление научной основы олимпийского идеала в соответствии с принципами, заложенными древними греками и возрождателями современного олимпийского движения, по инициативе барона де Кубертена.
Миссия Международной Олимпийской академии заключается в следующем:
- Функционировать в качестве международного академического центра Олимпийских исследований, образования и исследований.
- Выступать в качестве международного форума для свободного выражения мнений и обмена идеями между Олимпийской семьей, интеллектуалами, учеными, спортсменами, спортивными администраторами, педагогами, художниками и молодежью всего мира.
- Мотивировать людей продуктивно использовать опыт и знания, полученные в рамках Международного олимпийского комитета, для продвижения олимпийских идеалов в своих странах.
- Чтобы объединить людей со всего мира в духе дружбы и сотрудничества.
- Служить и продвигать идеалы и принципы олимпийского движения.
- Сотрудничать с национальными олимпийскими академиями и любыми другими учреждениями, занимающимися Олимпийским образованием, и оказывать им содействие. Для дальнейшего изучения и повышения вклада олимпизма в развитие человечества.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИЙСКОЙ АКАДЕМИИ
В 1927 году Пьер де Кубертен был приглашен греческим правительством в Олимпию, чтобы присутствовать на открытии памятной стелы, созданной в честь его действий по возрождению Олимпийских игр. Во время своего пребывания в Греции он обсуждал необходимость создания академического центра для изучения олимпийского движения и его тенденций со своим другом Иоаннисом Хрисафисом, который возглавлял кафедру физического воспитания в Афинском университете. Кубертен считал, что олимпийское движение не должно отклоняться от своих образовательных целей и писал: «я не смог до конца осуществить то, что хотел довести до совершенства. Я верю, что центр Олимпийских исследований будет способствовать сохранению и прогрессу моей работы больше, чем что-либо другое, и удержит ее от ложных путей, которых я боюсь».
Идеи Кубертена были созвучны целям эллинского Олимпийского комитета, который хотел создать академический центр по образцу древней гимназии, заложить основы воспитательной ценности спорта путем проведения исследований и организации классических игр. Внезапная смерть Хрисафиса (1930) и Кубертена (1937) помешала им осуществить свои идеи.
Через год после смерти Кубертена, следуя его собственному желанию, его сердце было помещено в памятную стелу в Древней Олимпии. Это возродило идею создания центра Олимпийских игр в Древней Олимпии. Этот проект был подхвачен Иоаннисом Кецеасом, учеником Хрисафиса в Национальном гимнастическом клубе и секретарем греческого Олимпийского комитета, а также немцем Карлом Дьемом, близким соратником Кубертена по олимпийскому движению и образованию. Дьем и Кецеас, которые вместе работали над первой эстафетой огня из Олимпии в Берлин в 1936 году, решили работать над созданием Центра олимпийских исследований. В 1938 году они подготовили план учреждения под названием Международная олимпийская академия и представили его греческому Олимпийскому комитету. Специальный комитет принял этот план и в том же году включил в свой устав создание и функционирование МОП в качестве одной из целей комитета.
На 38-й сессии МОК в Каире члены МОК были проинформированы специальным комитетом о недавно принятом законе о создании олимпийской академии в Греции. Год спустя, на 39-й сессии МОК в Лондоне, МОК решил разместить под своей эгидой этот фонд, который будет продвигать олимпийские идеалы через образование.
После окончания Второй мировой войны на 41-й сессии МОК в Стокгольме в июне 1947 года был представлен подробный меморандум о деятельности Академии, подготовленный Кецеасом и Дием. 28 апреля 1949 года 44-я сессия МОК в Риме единогласно одобрила создание МОК и поручила его осуществление и функционирование греческому Олимпийскому комитету под эгидой МОК. Несколько лет спустя, после долгой борьбы, первая сессия МОА была назначена на лето 1961 года, чтобы совпасть с церемонией открытия древнего стадиона Олимпии, который был раскопан благодаря инициативе Карла Дьема, который обеспечил расходы на проект.
Международная олимпийская академия была официально открыта 14 июня 1961 года, и работу первой сессии возглавили директор департамента физического воспитания Афинского университета Клеантис Палеологос и немецкий профессор Лотц. С 1962 по 1990 годы академические занятия Академии координировал ее покойный декан Отто Шимичек, чей вклад в развитие Академии был неоценим; вместе с профессором Палеологом, который был назначен почетным вице-президентом Академии, они прокладывали курс в течение трех десятилетий, и оба были награждены золотой медалью Академии.Вклад Н. Ниссиотиса, профессора философии религии, также сыграл важную роль в научном развитии МОА. Он возглавлял Академию с 1977 года до своей смерти в 1986 году.
В течение первого десятилетия своей деятельности ИОА ограничивалась проведением международной сессии для молодых участников. С 1970 года Мао постепенно внедряло дополнительные образовательные программы, посвященные проблемам олимпийского движения. Сегодня на территории Древней Олимпии ежегодно проходит множество различных мероприятий. До 1966 года участники жили в палатках, а сеансы проводились под соснами. Первые здания были закончены в 1967 году, и они постепенно были дополнены спортивными сооружениями и новыми зданиями. Строительство нового конференц-центра было завершено в 1994 году, и к услугам участников были предоставлены самые современные помещения. В знак признания своего вклада в достижение гуманистической цели, которой оно служит, и в развитие олимпийского движения ИОА было удостоено премии Бонакоса в 1961 и 1970 годах, а также олимпийского Кубка в 1981 году.
ЕЖЕГОДНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ PNYX
Каждый год, в соответствии с традицией, на священном холме Пникс проходит церемония открытия международной сессии для молодых участников. Это место большого исторического значения, место, где 2500 лет назад родилась афинская демократия.
Вершина холма Пникс получила свою нынешнюю форму в 4 веке до н. э. на великолепном фоне Акрополя, высоко над Афинами, на холме Пникс, мир приветствует Грецию, международную олимпийскую Академию, Олимпизм и философию, которая является наследием веков.
РЕЗЮМЕ
Олимпийское образование – это программа образовательных и культурных инициатив, направленная на повышение осведомленности и вовлеченности молодежи в олимпийские ценности, идеи и движение. Она включает в себя учебные курсы, семинары, мастер-классы, специальные лекции, тренинги и другие образовательные мероприятия, проводимые в рамках олимпийских игр, форумов, симпозиумов и других олимпийских мероприятий.
Международная олимпийская академия (International Olympic Academy) является важным институтом, посвященным образованию и исследованиям в области Олимпийского движения.
Международная олимпийская академия играет важную роль в сохранении и продвижении идеалов Олимпийского движения и способствует формированию лидеров, готовых пропагандировать и поддерживать эти идеалы в мире спорта.