Перейти к содержимому

Система физического воспитания П.Ф.Лесгафта (1837-1909)

Пётр Францевич Лесгафт и его жизнь

Пётр Францевич Лесгафт

Гимназист, студент, врач.

  • Лесгафт (1837-1909) Петр Францевич — профессор анатомии, биологии, педагог, основатель методики физкультуры, как отдельной дисциплины образования. Выходец из семьи обрусевших немцев. Отец – ювелир, мать – домохозяйка. Закончил немецкие гимназии Петербурга: Петершуле (уч. Св. Петра) и Анненшуле (уч. Св. Анны).
  • С 1856 г. Лесгафт – учащийся Медицинской (Императорской) академии. На старших курсах заинтересовался анатомией. Профессор хирургии Грубер (1814-90), приглашённый на работу самим Пироговым (1810-81), приблизил одаренного студента к себе, доверил готовить учебные препараты.
  • Весной 1861 г. Лесгафт – уездный врач. Он остается работать при академии прозектором. Осенью того же года – доктор медицины: преподаёт анатомию военным фельдшерам.
  • В 1865 году получил степень доктора медицины за диссертацию «Об окончании продольных мышечных волокон прямой кишки у человека и некоторых животных»
  • В 1868 году П. Ф. Лесгафт защитил диссертацию на степень доктора хирургии за работу: «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения»
  • С 27 февраля 1869 года П. Ф. Лесгафт был экстраординарным профессором физиологической (нормальной) анатомии в Казанском университете.
  • В 1872—1874 гг. на кафедре В. Л. Грубера Лесгафт преподавал анатомию на Женских врачебных курсах.
  • С 1874 года он начал работать в Главном управлении военноучебными заведениями, проводил занятия гимнастикой во 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии. В сентябре 1877 года он получил разрешение на открытие при 2-й военной гимназии двухгодичных учебно-гимнастических курсов. В 1896 году при лаборатории организовал Высшие научные курсы подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования.

Педагогическая система П.Ф. Лесгафта

  • В 1974 году Лесгафт опубликовал работу «Основы природной гимнастики».
  • Его педагогическая система была основана на доктрине единства психического (духовного) и физического развития личности. Учёный рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчёркивал важность разумного сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания.
  • Главной целью педагогической системы Лесгафта было «гармоничное, всестороннее развитие человеческого тела», под которым он понимал системное умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
  • Он определил основные принципы воспитания детей в семье: чистота, движение, человечность в образовании, последовательность в словах и делах, отсутствие произвола, насилия и угнетения.

П.Ф.Лесгафт

Основные положения теории физического воспитания

  • Как психическое, так и физическое воспитание должно помочь подготовить человека к высокопроизводительному труду на благо общества в целом;
  • Творческая деятельность, как умственная, так и физическая, возможна только при осознанном выборе средств для достижения цели;
  • Только гармонично развитые люди с «идеально нормальным организмом» могут достичь наивысшей производительности и эффективности;
  • Гармоничное развитие возможно только при соблюдении принципа последовательности выполнения упражнений с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей физического развития каждого человека;
  • Надлежащее физическое развитие может быть достигнуто только с помощью научно обоснованной системы физического воспитания;
  • Сама система физического воспитания должна состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в разных условиях и в разных формах, постепенно усложняющихся в соответствии с образовательной задачей.

Главный научный труд П.Ф. Лесгафта

В двухтомном труде «Руководство по физической культуре детей дошкольного возраста» (1888 и 1901 гг.) Лесгафт рекомендовал уделять пристальное                                внимание возрасту, полу и индивидуальным особенностям учащихся.

Классификация физических упражнений и игр состояла из 4 основных разделов:

  1. Первые включали в себя как простые упражнения (голова, туловище, движения конечностей),  так и сложные (ходьба, бег, бросок).
  2. Вторая секция состояла из упражнений с возрастающей нагрузкой (упражнения с палками, гирями, метание деревянных и железных мячей, прыжки, борьба, скалолазание и т.д.).
  3. Третий раздел включал в себя упражнения, связанные с изучением пространственно-временных отношений (бросание в цель, бег в определенном темпе, прыжки на определенное расстояние и т.д.).
  4. Четвертый раздел включал в себя систематические упражнения в виде сложных видов деятельности (простые и сложные игры, катание на коньках и лыжах, фехтование, пешие прогулки и экскурсии).

Все труды Петра Францевича Лесгафта

Труды по анатомии

  • «О круговой мышце глаза»,
  •  «О некоторых мышцах и фасциях, окружающих мочеиспускательный канал»,
  •  «О нишей или собственно-глоточной сумке»,
  •  «Аномалии человека и относительная частота их»,
  •  «О причинах, влияющих на форму костей»,
  •  «Основы теоретической анатомии» (ч. I, 2-е изд., 1896; 1905);

Труды по антропологии и педагогике

  • «Об отношении анатомии к физическому воспитанию» (1876),
  •  «Задачи антропологии и метод ее изучения»,
  •  «Семейное воспитание ребенка» (ч. I и II, 5-е изд. 1906; ч. III, 1911),
  •  «Первые годы жизни ребенка» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. III, вып.3 и 4; т. V, вып..1 и 2; т. VII, вып. 1);
  •  «Период возмужалости» («Известия Санкт-Петербургской Биологической Лаборатории», т. II, выпуски 2 и 3); — «Материалы для изучения школьного возраста»;
  •  «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» (СПб., 1901-1904, 3-е изд. 1912).

Интересные факты из жизни Петра Францевича Лесгафта

  • Лесгафт допустил на лекции женщин. Среди слушательниц была, впоследствии известная террористка-народоволка, Вера Фигнер (1852-1942). На кафедру анатомии он принял акушерку Е. С. Мужскову.  Закон запрещал обучение женщин в высших учебных заведениях.
  • Распоряжением императора Александра II Лесгафта уволили (1871) из университета без права работы в образовании. В знак протеста университетские стены покинули 7 профессоров. Пресса называла Лесгафта «лучшим анатомом мира».
  • Параллельно с лекциями, Пётр Францевич с 1877 г. занимался гимнастикой с воспитанниками военного училища. При женской гимназии Стоюниной (1846-1940, педагог, общественный деятель) открыл (1882) женские курсы руководительниц физвоспитания.
  • Миллионер Сибиряков (1893) безвоздмезно передал Лесгафту 200 тыс. руб. и здание под Биологическую лабораторию.
  • В 1905 г. власти разрешили учредить институт, где женские физкультурные курсы составляли основное отделение. Официально институт именовался –»Курсами биологических, педагогических, социальных наук». Курсистки называли его «Высшей вольной школой.
  • Физкультурное воспитание состояло из физического и умственного развития человека. Особое внимание уделялось детям. По мнению Лесгафта, семья и школа обязаны создать идеальные условия для формирования ребенка как личности, добропорядочного гражданина страны.
  • «Вольная школа» получила (1907) статус политической организации и была запрещена.
  • 28.11.1909 он умер близ Каира. Похоронен на православном Волковском кладбище (Петербург).

Цитаты Петра Францевича Лесгафта

  • «Злым ребенок будет только тогда, когда его раздражают и оскорбляют несправедливостью, произволом и неправдою. Лень у него является, когда его насильственно заставляют производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке работу, или работу, сильно угнетающую его однообразными, утомительными действиями»
  • «Обыкновенно предполагают, что ребенка можно и обмануть: ведь он глуп, не разберет; а между тем различие правды и неправды у него слагается именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им видимым и осязаемым. Если ему говорят, что «мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном случае, если ему что не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем более он встречает в семье несоответствие слова с делом, тем менее выясняются для него признаки правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее»
  • «Необходимо помнить, что нельзя ребёнка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом».
  • «Молодёжь губят три вещи: вино, азартные игры и спорт» (в том смысле, что если победы в спорте становятся самодовлеющей целью, готовой оправдывать едва ли не любые средства к их достижению, то такой спорт идёт не на пользу…».
  • «Всё, что упражняется — развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается».
  • «Значение привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому…»