Перейти к содержимому

Средневековая Япония

Средневековая Япония

Маленький Японский архипелаг, восточная оконечность Азии, обращен к Тихому океану. Острова Хонсю, Хоккайдо, Сикоку и Кюсю — это лишь поднявшиеся над водой верхушки подводных горных хребтов.

Япония стала частью мировой истории лишь в VI в. Объединившись, она поначалу брала за образец Китайскую империю. Однако с VIII в. в Японии начала формироваться собственная, не похожая ни на какие другие, цивилизация.

Эпоха Хэйан   (784-1185)

Эпоха Хэйан

В период Хэйан Япония не имела регулярной армии. В целях защиты своих земель от грабителей местная знать начала формировать вооруженные отряды из «служилых людей» — самураев. Лидером таких отрядов становились преимущественно столичные аристократы, которые находились с подчиненными воинами в отношениях господина и слуги. Самыми известными среди отрядов были выходцы из родов Тайра и Минамото.

Самурай (яп. 侍, бу́си яп. 武士) — в феодальной Японии в широком смысле — светские феодалы.  Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Также, в некоторых определениях, самурай — это японский рыцарь. Само же слово «самурай» происходит от глагола «самурау», в дословном переводе означающего «служить вышестоящему лицу»; то есть самурай — служилый человек. Самураи — не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего даймё , и в то же время его слугами в повседневной жизни. Самая почётная должность — смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как «смотритель зонтика» или «подаватель воды утром, после сна».

Замки самураев

Самые важные самураи (даймё) жили в собственных замках, которые охранялись другими самураями.  Самый известный замок самураев – Замок белой цапли (Химэдзи).

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото. Сёгун окружил себя беззаветно преданными и храбрыми военачальниками, которые жили по суровому кодексу воинской чести — бусидо.

Самураи

Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — бусидо — кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль». Таким образом, бусидо — это самурайская мораль, морально-этический кодекс.

Бусидо

Бусидо – «путь воина»

  • Верность господину
  • Чувство долга
  • Храбрость
  • Честность
  • Непритязательность
  • Быть великим в милосердии
  • Соблюдать этические нормы
  • Девиз: Правое дело – все, жизнь – ничто»

Бусидо

Определение «Кендо»

Кендо ( яп. 剣道/剑道,けんどう, кендо, цуруги но мити, «путь меча») — современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах. Происходит от древних японских техник владения мечом. Ставит целью формирование полноценной личности и твердого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.

Название «кэндо» была создана Обществом боевых добродетелей Большой Японии (大日本武徳会), которое появилось в 1895 году с целью возродить самурайские традиции и укрепить «японский дух» среди японской молодежи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях по физкультуре в школах. Старое название «кэндзюцу», означавшее«техника меча», заменил более широкий и глубокий термин «кэндо» — «путь меча».

Кендо

Философия «Кендо»

Основное определение концепции кендо, а также подход к тренировкам и руководства ими определяются японской федерацией кендо.

Концепция «Кендо»

Кендо — это путь формирования человека через закаление законом меча.

В слове «меч» (剣) заложены главные идеи кендо. Первая идея состоит в том, что человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить ее.Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьезно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противнику сражения следует подходить с обновленным духом и запалом. Поэтому слово «меч» в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, тренирует дух человека.

Под «законами» (理法) подразумевается три составляющие, необходимые для осуществления результативного удара. Это «закон меча» (刀法), который заключается в правильном нанесении удара, «закон тела» (身法), по которому удар должен быть нанесен с правильной осанкой, и «закон сердца» (心法), что означает бодрость и энергичность духа при ударе. То есть, «закалка законами меча» — это постоянное совершенствование своего технического мастерства, физической формы и психического состояния.

«Путь» в Кендо

«Путь» в кендо — это дорога совершенствования человека, «формирование» его как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому сам процесс — «формирование» и совершенствования, а не результат — «формирование» и совершенство, является одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства.

История Кендо

Происхождение кэндо тесно связана с историей боевых искусств в Японии. В

период Камакура (1185 -1233) фехтование вместе со стрельбой из лука и владением копьем, было неотъемлемой частью подготовки воина- самурая. Однако на протяжении четырех столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание голов противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением мирной эпохи Эдо ( 1603- 1868), когда самураям официально позволили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военного населения.

В начале 17 века появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзэн.

Самыми известными среди них были Итто-рю (一刀流- школа одного меча), Муто-рю (无刀流- безмечева школа) и Муненмусо-рю (无念无想流- школа «не размышляй, не обдумывай»). Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как производные от него. Вторая учила, «что меча извне не существует» и тренировала прежде волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно — «не раздумывая».

На протяжении многих веков во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильные ранения (они до сих пор применяются в кэндо при выполнении ката). Однако реформы наставника Наганума Кунисато ( 1688-1767 ), который ввел бамбуковые мечи Синае и оружие богу, уменьшили количество травм. С конца 18 века фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.